SWOT-анализ для личного бренда
Простая инструкция, благодаря которой с самоанализом справляются даже те, кто никогда не изучал маркетинг.

Мой опыт консультанта по маркетингу и брендингу показывает, что создание и развитие личного бренда актуально сегодня практически для любого специалиста, не зависимо от того, является ли он предпринимателем или наёмным сотрудником.

Приступая к работе над личным брендом, безусловно стоит начать с определения своих целевых аудиторий – тех, кому нужны услуги или продукция бренда, а также стейкхолдеров – лиц, которые могут влиять позитивно или негативно на бренд и его продвижение. Это могут быть работодатели и коллеги, клиенты и деловые партнеры, журналисты, представители власти и т.д.

Говоря о носителе формирующегося бренда как о продукте, мы подразумеваем то, что его определяет: тип личности, темперамент и архетип, внешний вид и манера общения, уровень образования и профессиональный опыт, достижения, призы и награды, а также круг общения и социальные связи. Всё это – ресурсы бренда, на основе которых создается ценность для той или иной целевой аудитории. На этом пункте я остановилась особо, поскольку на практике время от времени сталкиваюсь с внутренним сопротивлением консультируемых мной клиентов, отказывающихся воспринимать себя как «продукт», и вижу необходимым прояснить смысл этого понятия.
Одним из наиболее важных маркетинговых инструментов, применяемых при создании личного бренда, является SWOT-анализ. Это метод стратегического планирования из классического маркетинга, с помощью которого выявляются внутренние и внешние факторы успеха организации, а в нашем случае - персоны. Применяя тот же подход, что и в традиционном маркетинге, мы будем последовательно определять сильные (Strengths) и слабые стороны (Weaknesses), а затем возможности (Opportunities) и угрозы, риски (Threats). Снова обращусь к своей практике работы с клиентами: почти всегда человеку оказывается трудно ответить на вопросы о том, каковы его сильные и слабые стороны, какие возможности и угрозы он видит в сегодняшнем дне и в обозримой перспективе. В такой ситуации предлагается использовать специальный опросник, последовательно раскрывающий каждый из пунктов SWOT-анализа. Ниже приведу примеры включенных в него вопросов:

Сильные стороны:

1. Каковы положительные черты моего характера?
2. Какими знаниями и навыками я обладаю?
3. С какими просьбами ко мне обращаются? Чем я могу помочь?

Слабые стороны:

1. С чем я испытываю сложности?
2. От чего я испытываю неуверенность в себе?
3. Какие у меня есть ограничивающие убеждения?

Возможности:

1. Как я могу укрепить свои сильные стороны?
2. С какими необычными задачами помогают справиться мои сильные стороны?

Угрозы:

1. Что не дает мне развиваться, двигаться вперед?
2. В чём я уязвим?
В контексте работы над персональным брендом мы неизбежно сталкиваемся с психологическими особенностями личности, её ценностями, убеждениями и ограничениями. Смысл здесь заключается в осознании того, что именно этот уникальный психологический сплав и составляет стержень личного бренда, на который затем нанизываются и профессиональная экспертность, и положительная репутация, и прочие аспекты.

На этапе создания личного бренда важно обратить внимание на ещё одно маркетинговое понятие – позиционирование или, другими словами, как мы хотим, чтобы нас воспринимала целевая аудитория и какие действия в отношении нас предпринимала. К примеру, чтобы работодатели воспринимали нас как профессионалов высокого уровня и приглашали на интересующую нас позицию на выгодных для нас условиях и т.д. Результаты SWOT-анализа как раз позволяют нам сформировать фундамент для желаемого позиционирования.

Процесс создания бренда, независимо от того, идёт ли речь о корпоративном, продуктовом или личном бренде, весьма трудоёмок, быстрые результаты в котором - редкое исключение. В контексте высокого интереса российской аудитории к теме персонального брендинга представляется важным акцентировать внимание именно на маркетинговом, ориентированном на рынок подходе и применении маркетинговых инструментов для создания личного бренда.
15 ФЕВРАЛЯ / 2019